Опыт работы

«Интерактивные методы работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»

Во время дошкольного детства происходит активная социализация ребенка, активизируется общение с взрослыми и сверстниками.

Особенность дошкольного возраста заключается в том, что психические процессы поддаются определенному воздействию, а развитие потенциальных возможностей ребенка напрямую зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги дошкольного учреждения. Психолого-педагогическая наука  подтверждает тот факт, что способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование и воспитание, которое он получает в дошкольном детстве, в большой мере способствует их проявлению.

В настоящее время можно наблюдать такие проявления личности как неумение вести себя в обществе, озлобленность, агрессивность, отсутствие речевой культуры во взаимоотношениях. Таким образом, значимость изучаемой темы социально-коммуникативного развития старших дошкольников возрастает с каждым годом. Именно поэтому в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта в содержании образовательной деятельности старших дошкольников необходимо больше внимания уделять достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования можно определить следующие:

— формирование моральных  норм и нравственных ценностей, принятых в обществе;

— формирование навыков общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками;

— формирование навыков эмоциональной отзывчивости и сопереживания;

— формирование у старших дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях русского народа.

Современное дошкольное учреждение не должно отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель обязан владеть современными методами развития и воспитания подрастающего поколения. Основными задачами каждого музыкального  руководителя является — формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. В то же время и модернизация системы дошкольного образования, предоставляет педагогам право выбора методов воспитания и обучения.

Перед музыкальным руководителем поставлена особая задача: наполнить образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным материалом, который должен быть, достаточно совершенным и эффективным, способствующим созданию положительной эмоциональной атмосферы, а также развивающим музыкальные и творческие способности  каждого ребенка.

По мнению многих авторов социально-коммуникативному развитию может способствовать музыкальная деятельность, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это можно объяснить особенностями психики ребенка данного возраста и необходимостью чувственно-образного переживания явлений, которые возможено передать с помощью музыкальных произведений.

Для достижения поставленных целей в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников, необходим поиск новых форм и методов работы в образовательном процессе, поэтому актуальность внедрения интегративных методов работы с музыкой в дошкольное образование обусловлена и на государственном уровне соответствующими документами и программами. А в науке соответствующими теориями и принципами.

Целью работы является изучение, систематизация и апробация применения интерактивных методов работы с музыкой в социально- коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.

Объект исследования — интерактивные методы работы с музыкой.

Предмет исследования — применение интерактивных методов работы с музыкой в соци социально- коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Проанализировать имеющиеся источники по вопросу использования интерактивных методов работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.

  1. Выделить интерактивные методы работы с детьми дошкольного возраста.
  2. Определить возможность применения интерактивных методов работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
  3. Провести экспериментальную работу по применению интерактивных методов работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
  4. Провести анализ исследовательской работы, сделать соответствующие выводы о результативности применения интерактивных методов работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.

Новизна темы заключается в том, что интегративные методы работы с музыкой не просто используются в образовании, а выступают качественным толчком в развитии дошкольника как личности. Интерактивные методы приобретают все более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса, связан с глобальными изменениями и поиском качественно новых подходов к организации развития и обучения дошкольников.  Теоретическая значимость  заключается в анализе научной литературы и систематизации материала по выбранной теме.  Практическая значимость состояит в разработке системы применения интерактивных методов в работе с музыкой с целью социально-коммуникативномого  развития дошкольников.

Анализ психолого-педагогической литературы подтвердил актуальность выбранной нами темы. Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельностит изучалась такими авторами, как Вагиной Н., Картушиной М.Ю. Олейник М.А. Но следует отметить, что вопрос применения интерактивных методлв работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии дошкольников не затрагивался.

Понятие «интерактив» происходит от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» — действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

Суть применения интеративных методов, по словам Б.Ц. Бадмаева состоит в том, что практически все дошкольники оказываются вовлеченными в процесс познания.

Интерактивные методы направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

  • активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребенка дошкольника;
  • развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении, перестают быть скованными, неуверенными, и как следствие создается ситуация успеха.;
  • при использовании интерактивных методов создаются условия для самообразования, саморазвития личности каждого отдельно взятого дошкольника.

В педагогической  практике можно найти огромное множество разнообразных методических приемов. Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность).

В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы — словесные, наглядные, практические.

Данный опыт работы представлен в з-х компонентной структуре в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, отражающий цели, целевые ориентиры, соответствующие задачи и рекомендованные формы детской деятельности.

Даный опыт позволяет применять разработанный инновационный продукт: программно-игровой комплекс, созданный на основе объединения современных интерактивных методов работы с музыкой в социально — коммуникативном развитии дошкольников.

Содержание комплекса сформировано с учетом возрастных особенностей и предпочтений детей. Программно-игровой комплекс используется в различных видах деятельности и состоит из трех модулей.

Приемов интерактивного обучения, которые могут быть использованы в ДОУ, существует достаточное количество.

При этом их внедрение в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  • младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах , хоровод, цепочка; интервью, карусель
  • старшая группа – хоровод, цепочка, интервью, работа в парах, работа в малых группах(тройках), карусель;
  • подготовительная к школе группа – хоровод, цепочка, интервью, работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Методы работы с музыкой:

-интерактивные музыкальные игры(импровизации, рисование музыки, игры со звуками.

— ролевые музыкальные игры

— метод музыкальных ассоциаций

-музыкальные диалоги и дискуссии.

Групповые формы работы создают благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии. В случае, когда педагого организовывает  работу в парах или группах каждый дошкольник начинает мыслить и  предлагать своё мнение, пусть оно будет и неверное,  в группах рождаются споры, предлагаются и обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода к каждому ребенку.

Следующий этап работы: научить старшего дошкольника работать в парах. На этом этапе идёт обсуждение различных вопросов в  парах. Что значит обсуждать? Это говорить по заданной теме, задавать вопросы и раскрывать их. Можно предложить дошкольникам, чтобы они рассказали друг другу о том, о чем только что рассказал воспитатель. Таким образом. можно педагогу понять, как был воспринят его рассказ. Важно научить старших дошкольников задавать вопросы и отвечать на них полно без стеснения и зажатости. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответы других детей.

«Работа в парах»

Объединяясь в пары по желанию, старшие дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом. Работая таким способом, старшие дошкольники учатся договариваться, в правильной последовательности и  сообща выполнять поставленную задачу. Интерактивные методы обучения в парах помогают формировать навыки сотрудничества в ситуации повседневного общения.

На первом этапе педагог является ведущим, так как дети еще не могут выполнять задание по очереди самостоятельно. Воспитатель при помощи какого-либо предмета учит детей выполнять задание в определенной последовательности, тем самым формирует у них такие качества, как умение до конца выслушивать ответы, не перебивая друг друга.

 «Работа в малых группах»

В случае применения данного приема отдается предпочтение группам старших дошкольников из трёх человек. Использование технологии групповой работы «тройками»  дает возможность педагогу задействовать на занятии всех детей. В этой ситуации старшие дошкольники учатся оценивать свою работу и работу товарища по группе, взаимодействовать, помогать друг другу. В процессе работы ведущим становится принцип сотрудничества.

Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга.

На следующем этапе необходимо учить старших дошкольников обсуждать. Что это значит обсуждать? Это значит говорить по данной теме, задавать вопросы и раскрывать их. Можно использовать следующие приемы: рассказывание сказки или детского рассказа по сюжетным картинкам, работа по мнематаблицам.

«Цепочка» — данный прием помогает начать формировать у детей  дошкольниковумение работать в группе.

Данный прием основывается на последовательном решении каждым дошкольником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Данная технология применяется для организации работы в парах. Именно пара детей обладает огромным коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивный технология «Карусель» формирует у дошкольников такие социально-коммуникативные качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, формирует навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе, когда знания и навыки закрепляются и обощаются, подводятся итоги работы, можно использовать интерактивную технологию «Интервью». Благодаря применению этой технологии у старших дошкольников должна активно развиваться диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый — ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Аквариум» — форма диалога, когда старшим дошкольникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Данная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько дошкольников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют, стараются дать оценку.

«Большой круг» эта технология позволяет каждому старшему дошкольнику высказаться, что развивает и формирует развивать навыки социального общения, помогает устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что позволяет решать поставленную задачу.

Следует отметить, что все описанные технологии и методы, возможно применять, с помощью на музыкального материала.

Итогом первого этапа является участие детей в музыкальном празднике, сценарий которого составлен из элементов, уже освоенных детьми на занятиях, но подчиненных развитию новой сюжетной линии, что открывает детям возможность с уверенностью продемонстрировать приобретенные умения.

На втором этапе акцент сделан на формировании волевых качеств у детей. Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования волевого поведения. Сформированные произвольные процессы необходимый фундамент полноценного развития ребенка, основа его готовности к школе. В играх со сменой ведущих, где каждый ребенок по очереди оказывается в роли солиста, происходит отработка всех этапов волевого действия (возникновение, осознание, борьба мотивов, принятие решения, выполнение игровой роли, связанной с сольным выступлением). В процессе сольного выступления ребенок учится преодолевать смущение, оказавшись в центре внимания, преобразовывать непроизвольные психические процессы в произвольные, контролировать свои эмоции, вырабатывает навыки волевых действий.

Второй этап завершается праздничным концертом, включающим танцы, песни, несложные пьесы на детских музыкальных инструментах с поочередным солированием детей.

На третьем этапе в работе с детьми преобладают задания, в которых необходимо найти оригинальное и индивидуальное творческое решение. Задача творческого развития может быть осуществлена только тогда, когда у ребенка уже имеется опыт музыкально-игровой деятельности. С этой точки зрения, игры предыдущих этапов становятся основой для творческих решений ребенка в новых игровых ситуациях.

Итог третьего этапа музыкальный праздник, в сценарий которого включены фрагменты музыкально-игровых импровизаций детей. Для того, чтобы выполнить творческое задание на публике (даже несложное, в форме игры), ребенку необходимы не только исполнительские навыки, но и такие качества, как позитивная самооценка, умение преодолевать смущение, добиваться нужного результата.

Таким образом, использование вышеизложенных интеративных методов в педагогической деятельности воспитателя дает возможность создать условия для высокого эмоционального подъема детей старшего дошкольного возраста. Ребята в полной мере могут испытать радость познания, напряженность поиска, восторг от первых самостоятельных находок. Опираясь на личный опыт работы становится возможным  сделать вывод, что использование интерактивных методов в работе с музыкой в сочетании с общепринятыми  методами значительно повышает эффективность социально- коммуникативного развития дошкольников всех возрастов.

Нами было замечено, что внедрение интерактивных методов в непосредственной музыкальной образовательной деятельности помогает снять нервную нагрузку детей, дает возможность постоянно менять формы деятельности на занятии, переключать внимание ребя, этим самым создавать благоприятный климат в коллективе.

На основани выше изложенного можно сделать вывод, что применение интерактивных методов в работе с музыкой – конечно, интересное, творческое, перспективное направление. Интеративные методы помогают педагогу реализовывать все возможности детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Внедрение интерактивных методов дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Интерактивные методы пробуждают и поддерживают интерес воспитанников, развивают их социально-коммуникативные навыки. В то же время позволяют решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие социально-коммуникативных умений и навыков старших дошкольникоыв, способствуют установлению эмоциональных контактов между детьми в группе и за пределами дошкольного учреждения.

Использование интерактивных методов в работе с музыкой дает неожиданные положительные результаты:

— дети научились высказать свое мнение и отстаивать его, не стесняясь окружающих;

— дошкольники проявляют активность и желание участвовать в работе;

— ребата стали раскованее себя чувствовать во время беседы, показывают уверенность в себе.

Эффективность и целесообразность применения интерактивных методов в работе с музыкой наблюдается во всей педагогической деятельности музыкального русководителя.

В своей деятельности  мы придерживаемся определенных правил.

  1. Если испытываются трудности в работе, в каком — то определенном виде деятельности то планировать ее необходимо не иногда, не часто, а очень часто.
  2. Никогда не давать ответ на свой же заданный вопрос, необходимо терпение, и оно будет вознаграждено. Педагог дождется, что на поставленный вопрос начнут отвечать дети самостоятельно. Можно помогать только ещё одним вопросом, или двумя, или задать несколько вопросов еще дополнительно.
  3. Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить однозначно «да» или «нет». В этом нет никакого смысла
  4. После окончания занятия просмотреть конспект еще раз, вспомнить все вопросы, которые задавались детям, и заменить их еще более понятными для старших дошкольников.

Работа над темой интерактивные методы работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста, несомненно, будет продолжаться и в дальнейшем, так как данная тема имеет большие перспективы в эффективном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

9 комментариев на «Опыт работы»

  1. Ольга Геннадьевна:

    Желаю Вам реализовать все свои возможности, раскрыть в своем выступлении что-то важное для каждого педагога.

  2. Наталья Семеновна:

    С интересом познакомилась с Вашим опытом работы по теме:»Интерактивные методы работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста». У Вас замечательный сайт музыкального руководителя. Красочный дизайн, доступная и полезная информация.

  3. Ольга:

    Ольга Сергеевна! Тема Вашей работы, несомненно, актуальна. Опыт работы систематизирован, предполагает широкое оснащение, комплексный подход к проблеме, поставленные задачи достигаются различными методами и средствами. Предлагаемый Вами материал ценен и полезен для работы педагогов в дошкольных учреждениях.

  4. Людмила:

    Несомненно данный опыт работы будет полезен многим музыкальным руководителям. Интересные варианты и способы проведения музыкальных занятий.
    Учитывая результативность данного подхода в работе с детьми, я обязательно буду использовать его на своих занятиях. Спасибо.

  5. Людмила Касько:

    Тема, затронутая Савченко О.С. «Интерактивные методы работы с музыкой в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» не толко всегда акткуальна, но и сложна.
    Опыт молодого педагога интересен, полезен, грамотен.
    Важно, что Ольга Сергеевна находит интересное применение своих идей в работе, вызывая эмоциональный отзыв у детей и получая положительные результаты. Удачных Вам дальнейших поисков!

  6. Марина Михайловна:

    Ольга Сергеевна! Вы — большая умница! Грамотно, актуально, интересно!Необходимо распространять Ваш опыт среди музыкальных руководителей дошкольных учреждений не только города, края, но и России. Надеемся на победу! Желаем удачи!

  7. Наталья:

    Ольга Сергеевна! Желаем Вам удачи в конкурсе. Поменьше волнения, больше быть собой. Мы будем держать за Вас кулаки! Ждем Вас с победой!

  8. МБДОУ ЦРР д/с №79:

    МБДОУ ЦРР д/с№79
    Ольга Сергеевна, поздравляем Вас с победой в таком престижном конкурсе. Вы — мастер высокого класса, Победитель. Сегодня победил тот, кто смог показать свое высокое мастерство. Желаем Вам дальнейшего совершенствования в работе!

  9. Елена:

    Уважаемая Ольга Сергеевна! Ознакомившись с вашей педагогической деятельностью , хочу сказать , что в подготовке к конкурсу Вы проявили творчество и профессионализм . Радует , что среди участниц есть такие опытные воспитатели как Вы!Уверенна , что Ваш коллектив гордится таким талантливым педагогом .
    2 года назад, я представляла свой детский сад на конкурсе «Воспитатель года», поэтому знаю какое волнение Вас одолевает , ведь это ответственность перед всеми коллегами , руководителем, которые в тебя поверили. Конкурс — это квест , который должен пройти каждый воспитатель , получив массу впечатлений от участия.
    Педагоги МБДОУ №39 желают Вам успешно пройти этот жизненный этап, но на этом не останавливаться и удивлять воспитателей новыми интересными открытиями!

Ваш отзыв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *